Фрэнсис Бэкон как-то сказал «знание - сила». Однако порой знания даются с таким трудом, что приходится прикладывать много сил, чтобы заставить себя изучить материал и не потерять интерес к обучению. О том как сделать процесс обучения лёгким, быстрым и эффективным – читайте в нашем материале.
1. Конспектируйте и пересказывайте.
Говорят, главное - не запоминание информации, а её понимание. Наилучшим способом вдумчиво и сосредоточенно отнестись к пониманию той или иной информации является её конспектирование. При этом не рекомендуется бездумно переписывать параграфы учебного материала, необходимо следовать следующему алгоритму действий: прочитать материал – переписать его СВОИМИ словами – затем перечитать то, что зафиксировано. Чтобы закрепить результат, важно пересказать и объяснить написанный материал кому-либо другому.
Когда человек не только машинально переписывает текст, а перерабатывает его в уме, он выделяет «логическое ядро» материала, его основную суть, а также задействует различные «виды» памяти – зрительную, машинальную, слуховую (если конспектируется аудио-источник). При попытке пересказа человек вновь закрепляет в памяти изученный материал, структурирует его и интерпретирует в понятный образ. Эффективность такого подхода к изучению материала научно подтверждена.
2. Не фокусируйте всё внимание на обучении.
Если процесс обучения не сдвигается с места и находятся различные «более важные» занятия, значит необходимо временно сместить фокус внимания. Можно посмотреть фильм, прогуляться, заняться спортом, затем незамедлительно возвращайтесь к обучению.
Мышление устроено таким образом, что, когда организм насильно в течение какого-то времени пытаются заставить что-то делать, особенно умственную работу, мозг начинает сопротивляться этому и снижать эффективность обучения. Но как только происходит переключение на другую деятельность, «сопротивление» ослабевает и мозг снова готов к активной образовательной деятельности.
3. Стимулируйте себя.
Для того, чтобы сделать процесс обучения более эффективным и увлекательным, необходимо создавать собственную систему стимулов. Например, после изучения какой-либо определённой части материала, прохождения контрольного тестирования, можно сделать себе небольшой подарок – посмотреть серию любимого сериала.
Для каждого человека система стимулов будет персональной, так как подходящий для одного стимул, для другого может не значить абсолютно ничего.
Со временем изучение материала будет ассоциироваться не с неприятной обязанностью учиться, а с положительными эмоциями, при которых, в том числе, выделяется дофамин («гормон радости»), который положительно влияет на память и повышает когнитивные способности.
4. Высыпайтесь.
Качественный и здоровый сон - основа жизнедеятельности человека. Если сон неполноценный, то это негативно сказывается практически на всех процессах, происходящих в организме человека, в том числе, и на когнитивных способностях. Человек становится вялым, апатичным, дезорганизованным, рассеянным. Такое состояние не способствует эффективному усвоению изучаемого материала. Количество сна для каждого человека индивидуально, но общая рекомендация для взрослого человека - 7-8 часов крепкого, спокойного, полноценного сна.
5. Учитесь понемногу.
Сразу освоить массивный материал могут немногие. А при современном ритме жизни уделять значительное время на обучение становится сложнее. Поэтому многие исследователи советуют формировать образовательный график из множества непродолжительных промежутков и обучаться ежедневно. Сегодня существует множество языковых программ, когда человек изучает при помощи прикладного ПО иностранные языки по 5 минут в день, но ежедневно. Принцип таков: важно не количество, а качество. Обучаясь небольшими «порциями», можно выбрать наиболее удобное время, когда внимание и концентрация максимальны.
6. Обеспечьте физическую активность.
Ученые еще в 90-х годах прошлого века выявили прямую корреляцию между двигательной активностью человека и качеством когнитивной функции мозга. При физической активности в мозге растет выделение специфического белка BDFN, который помогает выстраивать новые нейронные связи. Не обязательно перед обучением идти в спортзал, пеший поход с работы домой, прогулка с собакой, небольшая гимнастика дома - все это уже окажет значительный положительный эффект на качество вашего обучения. Более того, как мы уже сказали ранее – это прекрасный повод «переключиться» с обучения на нечто иное, «разгрузить» свой мозг и подготовить его к дальнейшему изучению материала. Ряд исследователей говорит о том, что даже 10 минутные перерывы во время обучения, которые человек посвящает физической активности (поприседать, пройтись быстрым шагом, размяться) очень положительно сказываются на качестве обучения – улучшается кровоснабжение организма, насыщение его кислородом и, следовательно, работа мозга.
7. Определитель со стратегической целью обучения.
Чтобы эффективно осваивать тот или иной материал, важно чётко понимать – для чего это нужно? Развитие в профессиональном плане, личностный рост, решение каких-либо проблем, приятное времяпровождение – всегда необходимо ставить цель. Для того, чтобы достигнуть успеха в каком-либо мероприятии нужно чётко знать ответы на три вопроса: «чего я хочу», «как я буду этого достигать» и «когда я планирую это достигнуть». Обучение – не исключение.
Эти советы помогут сделать обучение более легким и продуктивным. Опробовать их на практике вы можете на одной из наших многочисленных образовательных программ по различным направлениям.